Открытые уроки

Рассмотренных обращений: 0
Не рассмотренных обращений: 0

Давайте делать добрые дела
Автор: Литовченко Л.Л

Урок русского языка 5 класс «Обращение».

              

Тема: «Обращение».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма урока: урок погружения в новую тему. Цель: учащиеся изучат теоретический материал по теме «Обращение» и отработают практические навыки письма.
Задачи:
познакомятся с обращением, научатся находить его в текстах, использовать в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, грамотно оформлять, выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию;
проведут сопоставительный анализ предложений и научатся отличать обращение от подлежащего, будут определять обращения одушевлённые и неодушевлённые, распространённые и нераспространённые, расширят знания по пунктуации, определяя позицию обращения в предложении и выбор знаков препинания;
работая в парах и группах, будут учиться слышать и слушать друг друга, совместно находить и аргументировать правильные ответы, расширять представление и навыках культуры общения, продолжая работу по формированию этических норм. I.Оргмомент. II.Актуализация опорных знаний.
1.Словарно-орфографическая работа.
Лексико-орфографический практикум.
- По лексическому значению определить слова, записать их в строчку через запятую, графически обозначить орфограмму.
Как называется 1) цвет, противоположный белому цвету (ч…рный);
2) плод дуба (ж…лудь);
3) знак переноса слов (ч…рточка);
4) цвет одуванчика (ж…лтый);
5) предмет для чистки зубов (щ…тка);
6) ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого (ш…лк);
7) разговор тихим голосом (ш…пот).
Орфографическая пятиминутка.
- Рассказать о правописании гласных О - Ё после шипящих.
- Вспомнить слова-исключения на это правило и слова иноязычного происхождения, записать их в две колонки, графически обозначив орфограмму.

Шов Шотландия
шорох шоколад
крыжовник капюшон
обжора жонглёр
ожог (сущ.) жокей
шофёр
шоссе
шорты
шок
шоу

- Выводы и обобщения учащихся по выполненному заданию.
2.Синтаксическая разминка. Вспомним…
- Какой раздел науки о языке называется синтаксисом?
- Какие типы предложений по цели высказывания вы знаете?
- По интонации?
- Определите вид предложения по цели высказывания

- Почему болеет кузов? (вопр.)
- Он не может жить без грузов. (повеств.)

- Сколько звёзд на небесах,
А веснушек на носах? (вопр.)

- Где течёт река Нева? (вопр.)
И когда не спит сова? (вопр.)

- Как пишутся глаголы с НЕ ?
-Приведите примеры исключений на это правило.

III. Знакомство с новой темой.
- Сегодня мы познакомимся с новой темой. Надеюсь, что вам будет очень интересно. Вы будете вовлечены в трудную работу, но, думаю, что успешно с нею справитесь.
- Как, Улан, справишься?
- А ты, Азиза, как думаешь?
- Кристина, веришь в себя?
- А как вы догадались, что я обратилась именно к вам? (Да, я назвала вас по именам.)
- Внимательно прочитайте предложения, записанные на доске. Подумайте, какое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом нужно вставить вместо точек. К кому
или к чему обращается автор? А теперь давайте выразительно прочтём эти предложения вслух. При чтении обязательно обратите внимание на интонацию. Слова, над которыми есть такой значок (↑), произносите более высоким тоном, а если они стоят в начале предложения, делайте небольшую паузу.


↑ Солнце, здравствуй!

Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес!


Ярче, … , свети!

Нам с тобою по пути!


Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

- К чему обращается автор в I-ом предложении? Во II-ом? В III-ем?
- К кому автор обращается в 4-ом предложении?
- А что же это за слова, которые называют то или того, к чему или к кому обращаются с речью?
- Это обращения. Обращения могут быть именами собственными и нарицательными, одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Так какова же тема нашего урока сегодня?

Целеполагание.

- Итак, тему мы сформулировали. Теперь определим цель нашего урока: что мы
должны знать, с чем познакомиться, чему научиться. Для этого сначала дадим определение обращению.
- Что называется обращением? - Обращение – это слова, называющие того, к кому обращаются с речью.
- Чтобы больше узнать об обращении, давайте снова посмотрим на предложения, записанные на доске. Обозначим в них обращения значком О (как буква О, только обозначьте его карандашом).
- Как в устной речи выделяется обращение?
- Правильно, голосом. Мы уже сегодня это пронаблюдали. Обращения выделяются интонационно, т.е. произносятся с особой звательной интонацией. Дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, как сейчас, а семь. Седьмой падеж назывался звательным, напр., - Чего тебе надобно, с т а р ч е? В этом предложении слово с т а р ч е употреблено в звательном падеже. Это и есть обращение, оно устанавливало связь между говорящим (рыбкой) и тем, к кому она обращалась (стариком).
- Как называется сказка, героями которой являются старик и рыбка, и кто её автор? Творческая работа. Конструирование предложений с обращениями. Удачные или понравившиеся записываются в тетради.
- Наиболее отчётливо особая звательная интонация проявляется, когда обращение стоит в начале предложения. Давайте потренируемся красиво обращаться друг к другу. Называйте тех ребят, к кому вы хотите обратиться с вопросом, просьбой, призывом, приказом, комплиментом. Не забывайте правильно интонировать предложения.
- А как на письме вы выделили обращения?
- Да, правильно, знаками препинания. Какими?
- Запятыми и восклицательным знаком.
- Как вы думаете, в каком случае после обращений ставится восклицательный знак?
- Обращения могут иметь усиленное ударение, если они стоят в конце восклица- тельных предложений.

- Теперь внимательно посмотрим на место обращения в предложении. Где оно ещё может находиться?
- Так, молодцы, правильно, обращения могут быть и в начале, и в середине, и в конце предложений. Давайте сформулируем правило постановки знаков препинания.
Я начинаю, а вы заканчиваете:
- Если обращение стоит в начале предложения, то…
- Если обращение находится в конце предложения, то…
- А если в середине, то…
- Молодцы! А теперь немного отдохнём и продолжим.

Физминутка.

- Мы теперь представим лето: Мы выходим из речушки, Речка солнышком согрета, Переходим на опушку,
Мы плывём, плывём, плывём, Там садимся на пенёк,
Дно ногами достаём. И опять у нас урок.

- Молодцы! Садитесь! А теперь познакомимся с материалами в учебнике.
Откройте стр.65, прочитайте §24.
- Что нового вы узнали из учебника?
- Но есть кое-что, чего в учебнике нет и о чём мы сегодня ещё не говорили. Сейчас мы выступим с вами в роли исследователей. Поработаем с такими предложениями:

- Здравствуй, лес, дремучий лес, Мой весёлый, звонкий мяч! Полный сказок и чудес! Ты куда пустился вскачь?

- Где в этих предложениях обращение? Какой знак препинания вы поставили после обращения? Оно в виде слова или словосочетания? Давайте уточним наше определение обращения.
- Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.
- Что ещё узнали из учебника?
- Обращение нужно отличать от подлежащего. Хотя обращение стоит в Им. падеже, оно не является подлежащим, не является никаким другим членом предложения, не подчёркивается.
Работа с доской. На доске или таблице:
Прочитайте. Чем различаются предложения, записанные под одним номером?
Составьте схемы предложений.
1. Ребята хорошо отдохнули в летнем лагере. Ребята, хорошо отдохнули в летнем лагере?
2. Школьники подготовились к встрече пернатых друзей? Школьники, подготовились к встрече пернатых друзей?
- В I-ом предложении подлежащее р е б я т а обозначает действующее лицо. Во II-ом предложении р е б я т а – обращение, т.е. это лицо, к которому обращён вопрос. Подлежащее произносится спокойным ровным голосом, обращение – с особой – звательной интонацией.

IV.Закрепление.

1. №168, стр.66 Составьте предложения по данным схемам. (О обозначает обращение).

1) О, ? 2) О! ! 3) ,о, . 4) ,о !

2. Найдите грамматические основы предложений.

I-ый ряд: Дети поддерживают чистоту и порядок.
Юннаты оберегают леса, поля и реки.
II-ой ряд: Ребята бережно обращаются с библиотечными книгами.
Школьники озеленяют улицы и пришкольные участки.
III-ий ряд: Юные натуралисты не дают в обиду пернатых друзей.
Пятиклассники изучают родной край.

- А теперь перестройте предложения так, чтобы в них появилось обращение, причём у I-ого ряда чтобы обращение стояло в начале предложения, у II-ого было в середине, а у III-его находилось в конце.

Дети, поддерживайте чистоту и порядок!
Бережно обращайтесь, ребята, с библиотечными книгами.
Не давайте в обиду пернатых друзей, юные натуралисты!

Выводы учащихся, обобщения учителя по выполненному заданию.
Итоги: - Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что понравилось? V.Постановка домашней работы: стр. 65-67, §24; № 170 (для сильных уч-ся),
№ 171 ( для слабоуспевающих).

 


Просмотров: 562
Дата создания: 12.03.2012
Дата редактирования: 12.03.2012

Интернет-ресурстың интерфейс тілін таңдап алыңыз

Выберите язык интерфейса Интернет-ресурса

Select the interface language of an Internet-resource




Интернет-ресурстың контент тілін таңдап алыңыз

Выберите язык содержимого Интернет-ресурса

Select the content language of the Internet-resource